Абьюз на работе

Абьюз на работе
Фото: из личного архива

Эта проблема невыдуманная, она действительно существует.
Для психолога довольно сложно давать какие-то обобщенные рекомендации, но я попробую. Для начала давайте разберемся, что же такое абьюз, и как он проявляется в коллективе.

Термин «абьюз» набил оскомину. Его употребляют сегодня чаще, чем «доброе утро». Но, несмотря на усталость от информационного шторма вокруг термина и иронию людей по этому поводу, абьюз — это большая проблема.

В переводе с английского «abuse» означает «злоупотребление», «оскорбление», а человек, который его совершает, называется абьюзером. В психологии этот термин используется для обозначения насилия в широком смысле (физического, эмоционального, сексуального, финансового).

Абьюз — явление масштабное, и сегодня мы говорим об одной его грани: абьюз в коллективе.

Чаще всего в своей практике я слышу жалобы именно на начальников-самодуров. Но жертвы таких начальников редко могут правильно идентифицировать абьюз.
Поэтому приведу четкие показатели того, что ваш начальник вас именно абьюзит:

  • постоянные переработки;
  • занижение зарплаты;
  • дискриминация и оскорбления;
  • манипуляции чувством вины;
  • обесценивание заслуг и достижений;
  • газлайтинг;
  • буллинг.

Последствия такой динамики в коллективе не всегда видны сразу, однако они сильно отражаются на внутреннем климате и успехе конкретного отдела или даже всей компании. Падает самооценка работников, появляется неуверенность в себе, в собственном профессионализме. Появляется страх принимать решения и нести за них ответственность, пропадает желание работать. Сотрудники осознанно или бессознательно саботируют рабочие процессы. В таком коллективе всегда существует текучесть кадров.
Начальник-абьюзер не только держит в напряжении весь коллектив. Часто он выбирает себе одну жертву и издевается над ней. Коллектив это видит и понимает, и, как правило, делится на две группы. Одна группа сочувствует жертве, но публично не защищает из страха попасть на ее место. Вторая — привычно следует примеру начальника и начинает так же травить жертву. В результате происходит взрыв буллинга в коллективе.

Как же вести себя жертве в таких условиях?

Важно понимать, что жертва — это прежде всего человек без личных границ.
Создание и охрана личных границ гарантирует отсутствие абьюза в жизни. В том числе на рабочем месте.
У каждого человека своя история и свои проблемы. Самый лучший способ избежать абьюза — это уйти из-под его власти. Помните: абьюзер не изменится. И поменять уже сложившееся отношение коллектива очень сложно.

Я не могу здесь советовать жертве уволиться, не зная его истинной истории и проблем. Возможно, он не может уволиться по целому ряду объективных причин. Да и где гарантии, что в другом месте будет иначе? Именно потому, что человека без четких личных границ обязательно будут давить и уничтожать почти в любом коллективе.
Поэтому лучший совет — это заняться личными границами и учиться их адекватно отстаивать с любым оппонентом. Сразу. Изначально. С первого дня в коллективе.
Так же важно соблюдать определенные рекомендации для здорового построения отношений в коллективе. Всегда держите дистанцию. Возьмите себе за правило не переходить на «ты», никогда не обсуждайте личные темы. Не рассказывайте никаких подробностей о том, что происходит у вас вне рабочих процессов.

Самоидентифицируйте себя от работы. Помните: вы — это не ваша работа. Абьюзеры внушают жертве: именно ТЫ не справился с проектом, из-за ТЕБЯ провалилась задача.
Это не так. Результат появляется от совокупности людей и факторов. Нести ответственность один человек не должен и не может. Задача лежит на всей команде.
Сохраняйте хладнокровие и спокойствие. Никогда не кричите, не истерите, не плачьте прилюдно в офисе. Любой выход из равновесия ставит вас в уязвимое положение. Абьюзер всегда ищет момент, когда он может вас вывести из себя и спровоцировать на нервный срыв.
В такой момент самым безопасным решением будет уединиться, взять паузу.

Не реагируйте на провокации.

Говорите с абьюзером, глядя в глаза. Размеренно, четко и спокойно
Покажите, что вы не идете на конфликт, но и не позволите на себе ездить.
Не разрешайте никому на работе указывать на ваши личные качества или внешность. Ведите только деловые беседы.
Запомните: коллеги вам не друзья и не приятели. Не позволяйте панибратства и не ищите глубокой эмоциональной связи на работе.
Никогда и ни с кем не обсуждайте начальство. Не сплетничайте и избегайте участия в таких разговорах. Тот, кто сегодня с вами обсуждает и осуждает коллектив и начальство, завтра с ними так же обсудит вас.

Помните: работа для профессионального развития и денег. Если на работе вас унижают как профессионала и недоплачивают, то стоит разослать свое резюме другим потенциальным работодателям.

Берегите и любите себя. Вкладывайтесь в свое психологическое состояние. Вырабатывайте границы. И вы увидите, как мир начнет вращаться вокруг вас.

Интересное